эволюция туристического рынка
В течение последних лет мы упорно работали над нашим основным проектом - системой онлайн бронирования агента. В истории агента каждый год - важный и 2019 не стал исключением. В целом год прошел для компании хорошо. В первом квартале мы отлично поработали - посетили 24 города Украины с нашим роадшоу, пообщались с агентами, узнали об их боль и нужды. После первого большого турне, когда мы донесли до агентского среды ценность продукта агента, мы получили хороший приток клиентов. Стало понятно, что бизнес просыпается, и год будет значительно лучше предыдущего. Уже через полгода поставленные планы были выполнены и поставлены новые цели. Весеннее роадшоу показало, что этот формат очень востребован. Для агентов, особенно в небольших городах, куда редко доезжают представители крупных игроков туристического рынка, наши визиты - как глоток свежего воздуха.
После семинаров мы долго общаемся с руководителями компаний, с менеджерами туристических агентств. Они часто говорят нам о том, что у них есть потребность в обучении сотрудников. К сожалению, в Украине очень плачевная ситуация с образованием в области туризма. Программа обучения в вузе очень далека от реальности, как, собственно, и различные специализированные курсы, за которые агент излагает от $ 100 до $ 300 и в результате получает устаревшую информацию, рассчитанную на работу на рынке, которого фактически уже нет. Поэтому, мы стараемся как можно больше общаться с агентами. Наши сотрудники, включая наших региональных представителей, почти нон-стоп «гастролируют» по всей Украине, посещают офисы туристических агентств, представляя систему агента и обучая агентов работе в онлайне.
Мы готовим агентов в эволюции туристического рынка. Осенью мы пренебрегли участием в осенней выставке UITM, зато посетили 10 городов Украины с семинарами, совместно с авиакомпанией МАУ, которые имели еще больший успех, чем наш весенний тур. На семинар в рамках "Ukraine International Airlines & агента Seminar Tour" в Харькове к нам пришло около 120 представителей туристических агентств, в Одессе - около 100, в Днепре - более 90, во Львове - около 70. А наш семинар в Киеве собрал рекордные 130 слушателей. В таких городах как Запорожье, Черновцы, Хмельницкий, Винница и Херсон аудитория колебалась от 35 до 50 слушателей.
Также по просьбе наших пользователей в этом году мы провели ряд совместных семинаров с представителями таких авиакомпаний, как Air Astana, TAP Air Portugal, Delta Air Lines, flydubai, Onur Air, Singapore Airlines, Ryanair в Киеве и Одессе. Два проведенных в этом году роадшоу, регулярные поездки по большим и малым городам Украины и общения с агентами, участие в выставках, в частности в UITT'2019 «Украина - путешествия и туризм» - все это дало значительный результат в плане В2В подключений и продажи технологий. В 2020 году на рынке Украины 5 ОТА включат XML API продукт агента.
Рынок электронной торговли Украины продолжает активно расти. Это неудивительно, ведь это мировая тенденция. E-commerce меняется очень динамично, особенно в странах с переходной экономикой. Такие темпы будут сохраняться еще длительное время. А с развитием IT-технологий мир очень изменился и уже не будет прежним.
Команда агента регулярно посещает различные отраслевые выставки и мероприятия, чтобы быть в курсе последних тенденций на рынке туризма. Мы понимаем, что нужно постоянно учиться, если хочешь, чтобы твой продукт соответствовал требованиям динамично меняющегося рынка. За последнее время наши сотрудники посетили такие выставки как Arabian Travel Market в Дубае, ITB в Берлине, конференцию Online Travel в Москве. Также компания приняла участие в выставке AITF в Баку с собственным стендом. Какие выводы можно сделать после посещения данных мероприятий? Рынок туризма шагает в онлайн уверенными темпами. На последней выставке ITB в Берлине целых 3 павильона были посвящены IT-технологиям в туризме. Верю, что в 2020 году их будет еще больше.
Мы будем и дальше плотно общаться с агентами, делиться с ними полученным опытом и знаниями. В наших интересах поднятия квалификационного уровня сотрудников туристических компаний в области IT-технологий в туризме. Основная проблема рынка туризма сегодня заключается в том, что многие агенты еще не осознали, что нужно менять курс. Если раньше агент занимался подбором и оформлением тура, то сегодня все чаще турист приходит к агенту с уже готовым решением. И правда в том, что агент, который просто бронирует тур за комиссию, рынка уже не нужен. И многие стали задаваться вопросом, а нужен теперь агент вообще? Наш ответ - конечно нужен. Но реалии таковы, что с рынка придется уйти тем, кто не сможет предложить клиенту дополнительной ценности. То есть, пойдут обычные посредники, которые просто перепродают готовый продукт. Это же касается и франчайзинговых сетей, у которых нет своего продукта, которые не предлагают агентам какие-то уникальные ценности.
Чтобы быть успешными - компании должны научиться индивидуальному подходу к каждому клиенту. Современные туристы становятся все более требовательными. Агент в современных условиях должен быть личным консультантом по всем вопросам, касающихся отдыха. Он должен прекрасно владеть информацией о направлениях, о гостиницах, вдаваться во все подробности, отвечать на вопросы и решать любые проблемы клиента, возникающих как на этапе планирования отдыха, так и непосредственно во время отдыха. Купить авиабилет, заказать столик в ресторане, купить билет в Диснейленд, чтобы туристу не пришлось стоять в очередях, заказать трансфер в аэропорт или арендовать автомобиль. И именно за это получать свою достойное вознаграждение - не за перепродажу готового тура, а за индивидуальный подход, за сервис. В новых реалиях принципы работы турагентств будут меняться - в будущем они будут продавать консультации, а не туры. Поэтому, после неизбежного сокращения и оздоровления рынка, оффлайн и онлайн будут мирно сосуществовать и гармонично дополнять друг друга.
Мы же предоставляем агентам на безвозмездной основе готов технологический инструмент - платформу онлайн бронирования, на которой уже сегодня представлены 11 туристических услуг на моментальном подтверждении.
2019 для агента был продуктивным не только в ракурсе работы с клиентами, но и по техническим обновлений на платформе. В системе обновился бэк-офис, где для White Label партнеров уже реализован live веб дизайн. Теперь есть возможность самостоятельно изменять цветовую гамму сайта, формы поиска и т.д. Кроме того, обновилась финансовая часть, где появилась возможность интеграции с онлайн-банкингом и бухгалтерскими программами. Отдельно хотелось бы выделить апдейт мобильной версий сайта. Теперь стало удобнее работать в бэк-офисе со смартфона.
Безопасность данных наших пользователей у нас в приоритете. Несмотря на то, что через систему проходит много важных данных, в этом году мы перешли на последнюю версию стандарта защиты данных. Теперь система очень чувствительна к любым попыткам взлома и автоматически отключает пользователя в случае повторных ошибок при вводе пароля.
В 2019 году на платформе агента появились новые услуги:
? Железнодорожные билеты с отправлением из таких стран, как Китай, Канада, Великобритания, Франция, Испания, Италия, Нидерланды, Швейцария и Бельгия рейсы перевозчиков Trenitalia, Renfe, Eurostar, VIA Rail, China Railway.
? Автобусные билеты. Сотрудничество с всемирно ви¬домим перевозчиком Flixbus позволяет клиентам агента покупать билеты по Европе в несколько кликов. Карта маршрутов покрывает 27 стран Европы, 1400 пунктов назначения.
? Активити. Это возможность покупать по выгодным ценам билеты в разные парки развлечений, аквапарки, тематические парки, музеи, покупать карты City Pass, музейные карты, билеты на экскурсионные автобусы hop on-hop off, билеты на балы, концерты, бронировать экскурсий и многое другое. Сейчас раздел находится на доработке, чтобы вернуться с еще более качественным контентом.
? Билеты на паромы. На данный момент в системе доступны паромы, соединяющие континентальную часть Испании, Балеарский и Канарский архипелаги.
? Пакетные туры европейских туроператоров. На данный момент забронировать тур можно с вылетами из семи европейских стран: Австрии, Дании, Нидерландов, Германии, Польши, Чехии и Швейцарии. Также можно приобрести отдельно билеты на чартеры.
Кроме этого, агента продолжает укреплять позиции по своим основным услугах, интегрируя в систему новых поставщиков. Отдельно хотим выделить лоукосты, так как каждая платформа на украинском рынке может похвастаться их присутствием. В системе агента лоукосты можно комбинировать, а также добавлять дополнительные услуги, такие как приоритетная посадка, багаж и др. На данный момент в систему интегрированы предложения от 4-х консолидаторов LCC.
Авиационный сегмент в 2019 году компания усилила такими поставщиками: AirArabia, AirArabia Maroc, AirArabia Egypt,
BSP Аргентины, Мексики, Колумбии, Бразилии, Чили, Австралии, Новой Зеландии, Дании, Испании, Норвегии, Швеции, Сингапура, Индии, Индонезии, Саудовской Аравии, Омана, Таиланда, Филиппин, Китая и Гонконга. Также были интегрированы такие консолидаторы, как TravelSky, Kiwi, Авиа Центр.
Предложения по объектам размещения расширились зав-дьяки интеграции таких поставщиков, как W2M (предложения для рынков Китая, Германии, СНГ, Испании, Великобритании, США, ОАЭ), Welcomebeds (предложения для рынков ОАЭ, Восточной и Северной Африки, СНГ, Китая , Индии, Азии, Ирана, США), YouTravel (предложения "для рынков Азии, СНГ, Восточной Европы, стран Персидского залива, Германии, Австрии, Швейцарии, Ирана, Латинской Америки, Среднего Востока, Северной Африки, Турции).
Мы на этом не останавливаемся, сейчас в интеграции новый динамический конструктор туров, 60 поставщиков авиа и гостиниц. А самая долгожданная интеграция, которую мы планируем завершить в начале следующего года - это пакетные туры туроператоров Украины и СНГ.
В 2020 году мы будем продолжать активную работу с агентами. Но если в этом году мы пытались охватить как можно большую аудиторию, чтобы о нас и наш продукт узнали во всех уголках Украины, то теперь сосредоточимся в первую очередь на сотрудничестве с теми, кто готов меняться, кто хочет зарабатывать и быть независимым. Пока далеко не все понимают необходимость перемен. Но приближается время, когда туроператоры станут тратить большие деньги на свои онлайн-витрины и сделают для туристов прямые покупки турпакетов массово доступными.